Тел.: (812) 784-68-80
Санкт-Петербург, ул. Васи Алексеева 11/26

Статьи

ЭРГОНОМИКА – ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА

  1. История (подготовка специалистов).

Историю становления и развития подготовки дипломированных специалистов по эргономике в нашей стране можно разбить на несколько этапов:

1.1. В 1989 году по инициативе Министра Министерства общего машиностроения СССР, решением ректора РГТУ » МАТИ» впервые была создана учебная выпускающая кафедра «Эргономика и информационно-измерительные системы» (ЭИИС).

Цель: подготовка кадров для исследования проблем, связанных с человеческим фактором, для обеспечения надёжности, эффективности и безаварийности функционирования любой управляемой человеком технической системы.

Задачи:

  • обоснование и разработка учебно-методического комплекса для подготовки кадров по эргономике;
  • введение в систему образования РФ новой специальности «Эргономика»;
  • создание учебной методической комиссии (УМК) в рамках УМО политехнических университетов страны.

Впервые в истории техники и в истории высшего технического образования нашей страны отрасль поставила задачу подготовки специалистов на стыке технического, естественного и гуманитарного образований.

Для решения задач эргономического обеспечения разработки новой техники и новых технологий необходимы знания из многих наук и дисциплин, в том числе — математики, физики, химии, физиологии, психологии, гигиены, лингвистики, информатики, экологии, эстетики, экономики, философии, истории, культурологии.

Преподавание на стыке нескольких наук (дисциплин) всегда дает синергетический эффект, так как взаимосвязь знаний из различных областей приводит к их усилению, обогащению и появлению нового качества. Эта концепция легла в основу учебного плана кафедры и, как показал 25-летний опыт работы, обеспечила появление специалистов качественно нового типа — инженеров — эргономистов.

Мощный синергетический эффект, заложенный в учебном плане, позволяет формировать личности с устойчивой психикой, способные самостоятельно ставить и  решать задачи значительной сложности.

Студенты, обучающиеся по специальности «Эргономика» отличаются повышенной умственной работоспособностью, общей культурой, целеустремлённостью и, привитым в процессе обучения, системным подходом к принятию решений в любых жизненных ситуациях.

В отсутствии государственного образовательного стандарта по эргономике кафедра ЭИИС осуществляла двухуровневую интенсивную подготовку кадров:

  • бакалавров техники и технологии по направлению «Системный анализ и управление»;
  • инженеров по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» со специализацией «Эргономика и информационно-измерительные системы».

Учебные планы соответствовали указанным образовательным стандартам РФ, но в то же время имели свою специфику, отражающую эргономическую научную направленность кафедры. Для кафедры характерен системный подход в учебно-методической работе, обеспечивающий строгую последовательность и взаимоувязку между всеми многопрофильными дисциплинами. Преподавание ведется с единых концептуальных позиций, что обеспечивает современное системное образование.

К концу 90-х годов накопившийся опыт по созданию синергетической методики подготовки кадров в области эргономики позволил подготовить проект государственного образовательного стандарта по специальности » Эргономика». Проект ГОС по эргономике был подготовлен совместно специалистами РГТУ «МАТИ», МГТУ им. Н.Э.Баумана и СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Проект стандарта согласован с тремя учебно-методическими Объединениями по образованию (в области машиностроения и приборостроения; авиации, ракетостроения и космоса; автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники), с Межрегиональной эргономической ассоциацией, с институтом психологии РАН, с факультетами психологии Московского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного университета, а также с межотраслевым Центром эргономических исследований и разработок Минэкономики РФ.

2000 -2001 — утвержден и введен Государственный Образовательный Стандарт по специальности «Эргономика» с присвоением выпускникам квалификации «инженер-эргономист».

В 2001г. — создана УМК по специальности «Эргономика» при УМО политехнических университетов РФ, МАТИ — головной ВУЗ, зав. кафедрой ЭИИС — председатель УМК.

В 2006г. — получена Премия Правительства РФ в области образования за разработку методического учебного комплекса по специальности «Эргономика».

1.2 СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и РГТУ «МАТИ» с 2004 г. по 2011 г., до перехода на двухступенчатую систему образования, осуществляли подготовку специалистов (инженеров-эргономистов).

Каждый из университетов имел свою специфику: РГТУ «МАТИ» готовил инженеров-эргономистов, преимущественно для авиационной и ракетно-космической отраслей; СПбГЭТУ «ЛЭТИ» — специалистов в области информационных технологий, эргономической экспертизы, проектированию и реинжинирингу пользовательского интерфейса и рабочих мест, а также в области эргономического обеспечения поддержки принятия решений.

Помимо основных занятий для студентов в обоих университетах регулярно проводился ряд лекций и мастер-классов ведущих специалистов страны. Обучаясь на данной специальности, студенты ежегодно принимали участие в различных конференциях, так или иначе связанных с эргономикой. С 1993г. по настоящее время кафедра ЭИИС руководит и определяет деятельность секций «Эргономика» на двух Международных конференциях: «Международный аэрокосмический конгресс»  и  «Международные Молодежные Гагаринские чтения».

Все дипломные работы выполнялись либо в местах практик студентов, либо в местах будущей работы, что позволяло студентам писать работы, которые имели практическую пользу.

Наряду с основным профильным образованием многие студенты параллельно получали второе высшее образование по различным специальностям, чаще всего экономическое.
За эти годы в помощь студентам, обучающимся по специальности «Эргономика», в обоих университетах было подготовлено и опубликовано более 30 учебных пособий, методических указаний и монографий.

За комплекс работ по обеспечению учебного процесса по специальности «Эргономика» учебным и учебно-методическим материалом коллективу разработчиков в 2006 году была присуждена Премия Правительства РФ в области образования
С 1996 по 2015 гг. МАТИ окончили свыше 200 специалистов-эргономистов, 75% из которых и по сей день работает по своей специальности в следующих организациях:

  • Роскосмос (ЦНИИМАШ, РКК «Энергия», з-д им.Хруничева, ЦПК, ИМБП);
  • Минобороны РФ(ГНИИИ военной медицины, ФЦ АКМ и военной эргономики);
  • ОАК(з-д им.Сухого, МЗ им. Миля, НИИ АО;
  • ОАО «Аэрофлот»; ОАО «Трансаэро»; ОАО «Волга — Днепр»; ОАО «Аэропорт Домодедово»;
  • кафедра ЭИИС МАТИ.

В это же время СПбГЭТУ «ЛЭТИ» выпустил более шестидесяти специалистов в области эргономики (5 выпусков с 2007 по 2011). Следует отметить, что первый прием был только на контрактной основе. Сейчас около 30% выпускников работает по специальности, т.е. либо занимаются эргономикой, либо работают в смежных областях. При этом следует учесть тот факт, что в среднем по другим специальностям, доля студентов, работающих по своей специальности ниже, что говорит о том, что  роль эргономики и потребность в таких специалистах постепенно возрастает. Выпускники работают на таких предприятиях как ОАО «Концерн «НПО Аврора», ОАО «Концерн «Гранит — Электрон», ОАО «Интелтех».

Контингент студентов ЛЭТИ разительно отличался от контингента МАТИ, который был, прежде всего, ориентирован на Москву и Московскую область, в то время как в ЛЭТИ были представлены практически все регионы: география выпускников -эргономистов ЛЭТИ обширна и разнообразна: от Мурманска и Санкт-Петербурга до Якутска, Комсомольска на Амуре и Южно-Сахалинска. Кроме того, также на специальности обучались студенты из ближнего зарубежья — Казахстан, Беларусь.

2. Переходный период (2011-2014)

В 2011 году произошел переход на двухуровневое обучение, но, несмотря на это, оба университета доучивали специалистов по эргономике вплоть до 2014 года.

Переход на двухуровневое обучение заставил с одной стороны продолжать подготовку эргономистов-специалистов, а с другой стороны принимать все меры для организации подготовки эргономистов в рамках направления «Системный анализ и управление», в которое эргономика вошла на правах и отдельного профиля, и отдельной магистерской программы.
Переход на двухуровневое обучение позволил выявить следующие особенности:

  1. Возросло число желающих учиться в бакалавриате по эргономике, особенно из регионов, что повлекло за собой увеличение проходного балла в ЛЭТИ (2012 — 230, 2013 — 244, 2014 — 228), но снижение его в МАТИ  (до 170).
  2. Следствием такого голосования ногами явилось увеличение контрольных цифр приема в бакалавриат для ЛЭТИ (2012 — 10, 2013 — 13, 2014 — 15, 2015 — 17) и снижение этих же цифр для МАТИ (2014 — 0).
  3. Если учесть, что доля иногородних бакалавров в ЛЭТИ возросла почти до 70%, с учетом целевого приема по заявкам организаций и предприятий СПб, то провал приема в МАТИ, вызванный особенностями университета становится понятным и логичным. Хотя, следует заметить ,что в МАТИ за последние 5 лет сменилось 5 ректоров и проводившаяся реорганизация университета на данный момент закончилась приказом Министра образования и науки об объединении  с 01.01.2016г. МАТИ с МАИ и превращении МАТИ в структурное подразделение Московского авиационного института.
  4. Несмотря на тот факт, что бакалавр, подготовленный по эргономическому профилю, может либо закончить обучение, либо уйти в другой университет, сменив профиль или даже направление подготовки таких случаев пока не было.

3. Зачатки нового.

Переход на двухуровневую систему образования и попадание эргономики в направление «Системный анализ» позволили включить в учебный план ряд новых дисциплин, которые необходимы студентам не только для формирования фундаментальных знаний по специальности, а также дают возможность быть востребованным специалистом на рынке труда. Все предметы, отражающие профиль «Эргономика» были подобраны таким образом, чтобы заинтересовать студентов данным направлением и мотивировать их продолжать обучение в магистратуре и далее успешно работать по выбранной специальности.

В СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в учебный план подготовки бакалавра по профилю «Эргономика» направления 220100 «Системный анализ и управление» были включены следующие дисциплины:

  1. Введение в эргономику.
  2. Измерения в эргономике.
  3. Практическая психология.
  4. Основы физиологии и гигиены труда
  5. Эргономическая антропометрия и биомеханика.
  6. Основы биохимии и биологии
  7. Инженерия знаний и БД.
  8. Основы компьютерного дизайна.
  9. Моделирование процессов и систем.
  10. Надежность, эффективность и качество систем и технологий.
  11. Основы логистики.
  12. Основы видеопрезентаций систем, продуктов, изделий и услуг.
  13. Основы инновационного менеджмента.
  14. Инженерная психология и психология труда.
  15. Оптимизация и принятие решений.
  16. Современные технологии обучения.
  17. Проектирование и управление в организационных системах.
  18. Системы отображения информации.

В РГТУ «МАТИ» в учебный план подготовки бакалавра по профилю «Эргономика» направления «Системный анализ и управление» были включены следующие предметы:

  1. Введение в эргономику.
  2. Измерения в эргономике.
  3. Инженерия знаний, БД и проектирование алгоритмов.
  4. Инженерная психология и психология труда.
  5. Методы поддержки принятия решений.
  6. Методы и средства представления информации.
  7. Надежность человеко-машинных систем и технологий.
  8. Основы компьютерного дизайна.
  9. Основы конструирования и дизайна технических средств и пользовательского интерфейса.
  10. Практическая психология.
  11. Программные средства обработки эргономических данных.
  12. Психологическая оценка деятельности.
  13. Эргономика антропометрии и биомеханика.
  14. Эргономическое обеспечение деятельности оператора.
  15. Эргономическое обеспечение систем обработки информации.

Анализ обучения в течение первого и второго семестров выявил следующие недостатки, в том числе и в процедуре приема:

  1. Недостаточно высокую подготовку ряда студентов по математике и физике, что связано с особенностями приема абитуриентов из Казахстана и Белоруссии (сдача ЕГЭ на местах, более простые задачи и вопросы).
  2. Недостаточно высокую подготовку ряда студентов по информатике, что связано с отсутствием или недостаточно высокой квалификацией школьных преподавателей.

4. Магистратура.

В 2014 г. в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» был открыт прием на магистерскую программу «Эргономика» по направлению «Системный анализ и управление». В новый учебный план введены следующие предметы:

  1. Методы оценки качества.
  2. Проектирование пользовательского интерфейса.
  3. Проектирование рабочих мест и условий среды.
  4. Эргономическое проектирование.
  5. Основы экспертизы.
  6. Основы профессионального отбора.
  7. Техническая эстетика и дизайн.
  8. Системы поддержки принятия решений и методы многокритериальной оптимизации.
  9. Системы виртуальной реальности.
  10. Эргономическая поддержка деятельности.
  11. Современные компьютерные и телекоммуникационные технологии в науке и образовании.

Следует отметить, что такие обширные предметы как «Эргономическое проектирование и эргономическая экспертиза», «Основы профессионального отбора и современные технологии обучения» разбиты на ряд отдельных дисциплин, что позволит давать студентам более глубокие знания в данных областях науки и практики.

В РГТУ «МАТИ» в 2015г. с отличием выпущен 1-й и пока последний набор магистров 6 человек.

5. Переподготовка кадров.

РГТУ «МАТИ» сотрудниками кафедры ЭИИС с 2010 по 2013 гг. была проведена большая работа по переподготовке кадров по «Эргономике» для предприятий ОАО «Трансмашхолдинг» (Тверской вагоностроительный з-д, Новочеркасский тепловозостроительный з-д, Мытищинский метровагонзавод, Коломенский вагоностроительный з-д), ежегодно по 20 человек.

В СПбГЭТУ «ЛЭТИ» с 2013 года был открыт прием заявок от организаций на переподготовку и повышение квалификации по «Эргономике», в которую входили следующие дисциплины:

  1. Эргономическое проектирование и экспертиза — 34 часа.
  2. Оценка и проектирование рабочих мест и условий среды — 18 часов.
  3. Проектирование пользовательских интерфейсов — 18 часов.

В 2013 году организаций, желающих прислать своих сотрудников на переподготовку, не нашлось, т.к. группа должна была быть не менее 10 человек.

Однако в октябре 2014 года поступила заявка от ОАО «СПМБМ «Малахит» на подготовку группы в составе 10 сотрудников. Занятия проводились 2 дня  в неделю, чтобы сотрудники «Малахита» могли выполнять хотя бы часть своей работы на предприятии. В течение 6 недель (с 10 декабря по 3 февраля 2015 года), срок получился больше из-за новогодних праздников, вся группа прошла полный курс подготовки и удачно выдержала выпускные испытания. Следует заметить, что состав группы был несколько разношерстный по своему базовому образованию и рабочим функциям, выполняемым на предприятии.

Через два месяца, та же организация повторно обратилась с просьбой о подготовке еще одной группы и одновременно попросила немного скорректировать программу подготовки особо обратив внимание на этап технического проектирования.

Разделы скорректированной программы подготовки для «СПМБМ «Малахит»:

  1. Эргономическое проектирование и экспертиза — 34 часа.
  2. Анализ, оценка и проектирование основных интерфейсных составляющих — 20 часов.
  3. Основы профессионального отбора — 8 часов.

Вторая группа в составе 10 человек проходила подготовку с 11 мая по 16 июня 2015 года. На этот раз состав группы был более однородным.

Отсутствие в программе раздела, связанного с оценкой и проектированием рабочих мест, связана с тем фактом, что предприятие не ведет разработку рабочих мест операторов. Общая программа переподготовки и повышения квалификации по «Эргономике» выглядит следующим образом:

  1. Эргономическое проектирование и экспертиза — 34 часа.
  2. Оценка и проектирование рабочих мест и условий среды — 16 часов.
  3. Анализ, оценка и проектирование основных интерфейсных составляющих — 20 часов.
  4. Основы профессионального отбора — 8 часов.

Обе программы заканчиваются итоговой аттестацией в виде устного экзамена, по результатам которого, в случае успешной сдачи, слушателям выдаются сертификаты государственного образца.

6. Подготовка кадров высшей квалификации.

По решению ВАК РФ диссертационный совет в ЛЭТИ был закрыт, а в новом совете не будет больше научной специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология и эргономика (технические науки)».

В аспирантуре по направлению 37.06.01, шифр специальности ВАК 19.00.03 (психологические науки) в настоящее время, проходит подготовку только один аспирант (заочное обучение, срок 4 года).

Аспирантами и соискателями кафедры ЭИИС «МАТИ» РГТУ за все время ее существования было защищено 2 кандидатских диссертации (2005, 2006). В 2014 и 2015г.г. завершили обучение еще 3 аспиранта, готовятся к защите.

7. Вместо вывода.

В РГТУ «МАТИ» и СПбГЭТУ «ЛЭТИ им. В.И.Ульянова (Ленина)» выпускающих дипломированных специалистов по эргономике на протяжении многих лет, накоплен большой научный и учебно-методический потенциал, не только обладающий высочайшим инновационным качеством, но и пригодный для реализации в любой сфере человеческой деятельности — в народном хозяйстве, в образовании, в политике.

Мы знаем не только, как осуществлять инновации, но и как готовить современные кадры в области эргономики. В настоящее время сформировалась высокая социальная востребованность таких внедрений.

1 октября 2015