Краткая история эргономики в России

Развитие эргономики в России началось в 1920-е годы. Основные направления работ того времени – художественное конструирование, физиология, психотехника. Большой вклад в художественное конструирование в тот период был сделан русскими художника-ми-авангардистами, предложившими концепцию ‘промышленного искусства’ (Vlasov1995). Они были вдохновлены идеей строительства нового общества, где люди имеют дело с современными и комфортабельными условиями работы. Они настаивали на том, чтобы художники привлекались к проектированию промышленных станков, рабочих мест и интерьеров.

Основными художественными стилями, повлиявшими на художественное конструирование, стали ‘конструктивизм’ и ‘пролетарское искусство’, развивавшиеся в изобрази-тельном искусстве и архитектуре в начале 20-х. В эти годы знаменитый художник-конструктивист В. Татлин создал в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) исследователь-ский и проектный отдел ‘материальной культуры’. Этот отдел проектировал удобные и высокохудожественные повседневные вещи, такие как стулья, кровати, кухонная посуда. Другой важной фигурой русского конструктивизма был А. Родченко, внесший вклад в графический дизайн и проектирование многофункциональных объектов.

В 1921 году прошла Первая Всероссийская конференция по научной организации труда. В 1918 году под руководством известного русского физиолога В. Бехтерева был организован Институт изучения мозга и психической деятельности, внутри которого был создан отдел профессиональной психологии. В 1920 Бехтерев и Мясищев предложили создать новую научную дисциплину для изучения трудовой деятельности – ‘эргологию’ или ‘эргонологию’. В 20-х гг. В. Ухтомский начал исследовательскую деятельность в области физиологии труда. Он создал лабораторию для изучения труда на промышленных предприятиях в Петрограде. В это же время был образован Центральный институт труда. Существенный вклад в развитие эргономики в России в этот период был сделан Н. Бернштейном, заложившим основы биомеханики (Munipov and Zinchenko 2001). В 30-е гг. в СССР сформировалась новая дисциплина ‘психотехника’, направленная на анализ и улучшение трудовой деятельности. Интенсивные исследования предпринимались в области авиационной эргономики, где изучались кабины пилотов, уделялось внимание рукояткам, приборным панелям, креслу пилота, рабочему месту штурмана. Многие крупные заводы в это время создавали у себя психофизиологические лаборатории, проводившие исследования с целью улучшения работы людей со станками и конвейерами. Было образовано Психотехническое общество и журнал ‘Советская психотехника’. Однако в середине 1930-х вся деятельность в области психотехники была прекращена в результате политических решений и репрессий в СССР.

Попытка возродить исследования в области психологии труда в СССР была осуществлена в конце 1950-х. В этот период в использование вошли два понятия – инженерная психология и эргономика. Как и в других развитых странах, оборонная промышленность стала основным заказчиком работ в этой области. В качестве предметных областей выступали авиация, космонавтика, военная техника. Исследовательские лаборатории по инженерной психологии были образованы в Ленинградском государственном университете в 1959 (под руководством Б. Ф. Ломова) и в Институте автоматической аппаратуры в Москве в 1961 (под руководством В. П. Зинченко). Большой вклад в развитие дисциплины в этот период внесли известные российские психологи Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и другие.

В начале 60-х активизировались работы в области дизайна оборудования и среды. В Москве был создан исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с отделом эргономики. В течение нескольких лет ВНИИТЭ основал 10 региональных филиалов в крупнейших городах СССР. Этот институт выполнял эргономические проекты в гражданском секторе, при этом продвигая и популяризируя эргономику и техническую эстетику. Исследователи из ВНИИТЭ внесли существенный вклад в эргономическое обеспечение процесса проектирования. В 60-х гг. профессор В.М. Мунипов и его коллеги издавали несколько учебников, руководств и журнал по эргономике.

В 70-80-е наблюдался ускоренный прогресс как в гражданской, так и в военной отраслях. В оборонных отраслях промышленности и видах вооруженных сил были созданы Головные организации по эргономике, которые координировали работу внутри и между отраслями. Был создан Межведомственный координационный Совет по эргономике. Под руководством П.Я. Шлаена была разработана серия стандартов по эргономическому обеспечению проектирования и разработки военной техники. Позднее был создан центр эргономических исследований и разработок в военной технике, который и сегодня остается лидирующей эргономической организацией России. Обширные исследования и разработки, направленные на теорию человеко-машинных систем (в военно-морском флоте, космонавтике, авиации) были сделаны профессором А.И. Губинским и его коллегой профессором В.Г. Евграфовым. Губинский систематизировал основные понятия в эргономике (такие как оператор, ошибка, надежность, эффективность и др.) и предложил теорию для комплексного анализа человеко-машинных систем (ЧМС), включающую в себя анализ и оценку надежности и эффективности ЧМС и оператора (Gubinsky 1982). В начале 70-х он создал обобщенный структурный метод, дающий основу для функцио-нально-структурного анализа задач и расчет вероятности ошибки и времени отклика оператора. Этот метод до сих пор применяется для анализа надежности операторов.

В ядерной энергетике значительные усилия были направлены на проектирование щитов управления. Проектировщики первых больших щитов управления для АЭС использовали активные мнемосхемы, которые совмещали представление состояния оборудования, основные технологические параметры и сигнализацию. Сегодня используются полномасштабные стенды, позволяющие выполнять экспериментальную эргономическую оценку новых проектов щитов управления для АЭС.

В то время как позитивное влияние эргономики в военной и промышленной областях было очевидно, какой-либо существенный прогресс в области потребительских товаров отсутствовал. Несмотря на то, что институты, такие как ВНИИТЭ и др., создавали продвинутые и тщательно проработанные образцы (утюги, чайники, мебель), промышленность не внедряла эти идеи в серийное производство из-за отсутствия материалов, технологии, низкой культуры производства, отсутствия серьезной конкуренции между различными производителями в СССР.

Экономический спад 80-90-х усугубил эту ситуацию. Значительная часть исследовательских и прикладных работ в области эргономики была остановлена из-за отсутствия денег и спада производства продукции. Некоторые профессиональные эргономисты сменили область своей деятельности (за исключением проектировщиков человеко-компьютерного интерфейса). В начале этого века экономическая ситуация в России стала меняться. Как следствие, активизировалась деятельность в различных областях эргономики. Шаг за шагом промышленные предприятия заменили производственное оборудование и технологию, внедряли новые человеко-ориентированные подходы к проектированию и производству товаров. Активизировали свою деятельность эргономические институты и организации, среди которых Центр эргономических исследований и разработок (Эрго-центр), Российский институт защиты и экономики труда, ВНИИТЭ, Лаборатория эргономических исследований и разработок в ядерной энергетике (Эрголаб), Московский вертолетный завод им. Миля и др.